ОБЗОР
практики осуществления контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Омской области

       В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон) плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации осуществляются уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
       Указом Губернатора Омской области от 19 февраля 2004 года № 33 "Об организации деятельности Министерства экономики Омской области" (далее Указ Губернатора Омской области) утверждено положение о Министерстве экономики Омской области (далее Министерство), в соответствии с которым Министерство является органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением государственными заказчиками, уполномоченным органом на размещение заказов или специализированной организацией либо конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями федерального законодательства, регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Омской области.
       Министерством по итогам 2006 2008 годов проведено 16 плановых проверок соблюдения государственными заказчиками законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
       В том числе Министерством в 2008 году проведено 6 плановых проверок соблюдения государственными заказчиками законодательства Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказов в 2006 2008 годах (далее плановые проверки). Плановые контрольные мероприятия были проведены в отношении Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Главного организационно-кадрового управления Омской области и подведомственных им получателей бюджетных средств, Управления делами Правительства Омской области, Министерства финансов Омской области и Управления внутренних дел Омской области.
       В ходе плановых контрольных мероприятий в 2008 году осуществлена проверка правильности размещения 421 заказа, в 274 выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов на общую сумму ****** рублей.
       Наиболее часто государственные заказчики допускают нарушения, связанные с выбором способа размещения заказа, а также с подготовкой конкурсной документации или документации об аукционе, в том числе:
- устанавливаются критерии оценки заявок, а также требования к участникам размещения заказов, непредусмотренные Федеральным законом, что, в конечном счете, приводит к ограничению конкуренции при размещении заказов;
- не устанавливается порядок оценки заявок, вследствие чего нарушается один из главных принципов размещения заказов "обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов";
- не предъявляются четкие требования к качественным и техническим характеристикам товаров, работ и услуг, в том числе к результатам работ, услуг, в результате чего поставляемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги не соответствуют потребностям заказчика;
- в ходе исполнения государственных контрактов заказчики изменяют условия исполнения контракта, в том числе цену и объем поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
       Определенные государственными заказчиками комиссии по размещению заказов допускают нарушения, связанные с порядком отбора участников размещения заказов и определением победителей. Такие нарушения противоречат основному принципу законодательства Российской Федерации о размещении заказов гласность и прозрачность размещения заказов, а также способствуют развитию коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
       По результатам плановых контрольных мероприятий государственным заказчикам направлены предписания об устранении выявленных нарушений и предотвращении их в будущем.
       Кроме того, в соответствии с Федеральным законом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, проводятся внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, а в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа на размещение заказов или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
       Таким образом, Министерством в соответствии с Федеральным законом и Указом Губернатора Омской области проводятся внеплановые проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказов для государственных нужд Омской области и нужд муниципальных образований Омской области.
       За 2006 2008 годы в адрес Министерства поступило 108 обращений о нарушении государственными или муниципальными заказчиками Омской области законодательства Российской Федерации о размещении заказов. Из них 10 обращений содержат информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов и 98 обращений содержат жалобы на действия заказчиков, уполномоченных органов на размещение заказов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий.
       При этом 64 обращения содержат информацию о нарушении государственными заказчиками законодательства Российской Федерации о размещении заказов и 44 обращения информацию о совершении тех же нарушений муниципальными заказчиками.
       Из общего числа поступивших жалоб 13 были возвращены заявителям в связи с нарушением порядка их обжалования и 14 отозваны в ходе их рассмотрения.
       Из 71 рассмотренной жалобы 28 признаны необоснованными, 8 частично обоснованными и 35 обоснованными (рис. 1).

Рис. 1
       В 2008 году значительно изменилась структура жалоб по сравнению с предшествующими периодами. В 2008 году наблюдается рост количества жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов на размещение заказов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий по сравнению с 2007 годом с 26 до 66 соответственно.
       Вместе с ростом общего числа жалоб наблюдается увеличение количества обоснованных жалоб с 4 в 2006 году до 22 в 2008 году.
       При этом доля обоснованных жалоб в общей структуре жалоб по-прежнему остается превалирующей (рис. 2).
Рис. 2
       По результатам рассмотрения 10 обращений, содержащих информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов, выдано 8 предписаний об устранении государственными или муниципальными заказчиками выявленных нарушений.
       Вместе с тем, в ходе проведения внеплановых контрольных мероприятий за анализируемый период выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в 64 размещенных заказах на сумму ****** рублей.
       По результатам внеплановых контрольных мероприятий в 2008 году выявлены следующие наиболее часто допускаемые государственными или муниципальными заказчиками, уполномоченными органами на размещение заказов, конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов:
- отбор участников конкурса, аукциона или запроса котировок (допуск, не допуск участников размещения заказа к участию в конкурсе, аукционе или запросе котировок) 37%;
- несоответствие конкурсной документации, документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок требованиям законодательства (требование о предоставлении в составе заявки документов, не предусмотренных Федеральным законом; требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Федеральным законом; отсутствие требования обеспечения исполнения контракта, в установленных Федеральным законом случаях;  указание товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент"; отсутствие в документации сведений, предусмотренных Федеральным законом; установление критериев оценки, не предусмотренных Федеральным законом; отсутствие значимости критериев оценки) 31%;
- включение в состав лота продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов 14%;
- нарушение порядка проведения аукциона 6%;
- неверный выбор способа размещения заказа 4%;
- размещение на официальном сайте протоколов, составленных в ходе размещения заказов, с нарушение сроков, предусмотренных Федеральным законом 4 %;
- размещение бюджетным учреждением заказа без передачи ему соответствующих полномочий 2%;
- нарушение порядка оценки конкурсных заявок 2%.
       При решении вопроса о совершении заказчиками, уполномоченными органами на размещение заказов, конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями действий (бездействия), являющихся нарушением законодательства Российской Федерации о размещении заказов, Министерство исходило из следующих обстоятельств.
       Включение в состав лота продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов:
       В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты.
       В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
       При этом конструкция данной нормы позволяет сделать вывод, что нарушением антимонопольного законодательства является включение в состав лота продукции, которая одновременно технологически и функционально не связана между собой, поскольку указанные признаки товаров (работ, услуг) объединены между собой соединительным союзом "и".
       1. В Министерство поступила жалоба на действия заказчика при разработке и утверждении документации об аукционе на поставку медицинского оборудования и мебели.
       В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
       В состав лота включена мебель медицинская, медицинское оборудование, мойка медицинская, компьютерная техника и факс.
       В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 5 сентября 1997 года № 543 "Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории" (утратил силу в связи с принятием приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 18 октября 2006 года № 1016) технологический процесс представляет собой часть производственного процесса, содержащую целенаправленные воздействия по изменению и последующему определению состояния объекта переработки.
       Кроме того, в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 года № 242-ст, класс товаров означает совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.
       В соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 301, мебель медицинская, медицинское оборудование, мойка медицинская, компьютерная техника и факс имеют разное функциональное назначение, поскольку относятся к разным классам товаров.
       Таким образом, заказчик необоснованно включил в состав одного лота указанную продукцию.
       2. В Министерство поступила жалоба на действия заказчика при разработке и утверждении документации на выполнение строительно-монтажных работ по устройству водозаборной скважины.
       В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
       Предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ, а также выполнение инженерных изысканий.
       Вышеуказанные виды работ в соответствии с пунктами 101.2, 101.3 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" являются самостоятельными видами деятельности, для осуществления которых выдаются отдельные лицензии, а именно лицензия на строительство зданий и сооружений и лицензия на инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений.
       В этой связи, организация, имеющая лицензию на инженерные изыскания (в данном случае изыскания источников водоснабжения), может не иметь лицензии на строительные работы и наоборот, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
       Таким образом, заказчик необоснованно включил в состав одного лота указанную продукцию.
       Несоответствие конкурсной документации, документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок требованиям законодательства:
       1. В Министерство поступила информация о нарушении заказчиком Федерального закона при разработке и утверждении документации об аукционе на выполнение работ по водоснабжению сельских населенных пунктов.
       В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
       Документация об аукционе содержит требование о вывозе лишнего грунта, перевозке мусора самосвалами, разборке асфальтобетонных покрытий тротуаров вручную, а также требование к численности работников по каждому объекту 11 и 29 человек.
       В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Федерального закона не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
       Таким образом, заказчик необоснованно включил в документацию об аукционе требования к участнику размещения заказа, не предусмотренные статьей 11 Федерального закона.
       2. В Министерство поступила жалоба на действия заказчика при разработке и утверждении конкурсной документации на поставку медицинского оборудования.
       В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
       Конкурсная документация содержит требование о представлении участниками размещения заказа в конкурсной заявке копий балансов, оригинала справки о состоянии расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, справки о причинах отсутствия требуемых документов.
       В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 22 Федерального закона конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 4 статьи 25 Федерального закона требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе, и инструкцию по ее заполнению.
       При этом, исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых участниками размещения заказа в конкурсной заявке, определен частями 3, 4 статьи 25 Федерального закона.
       Таким образом, заказчик необоснованно включил в конкурсную документацию требование о предоставлении документов, не предусмотренных статьей 25 Федерального закона.
       3. В Министерство поступила жалоба на действия комиссии по размещению заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе на выполнение ремонтно-восстановительных работ, стоимость которых превышает 50,0 млн. рублей.
       В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
       Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении и документации об аукционе, составляет 83 438 400 рублей.
       В  соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 34 Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса.
       Таким образом, заказчик необоснованно не включил в документацию об аукционе требование обеспечения исполнения контракта.
       Нарушение порядка отбора участников конкурса, аукциона или запроса котировок (допуск или отказ в допуске участников размещения заказа к участию в конкурсе, аукционе или запросе котировок):
       1. В Министерство поступила жалоба на необоснованный допуск комиссией по размещению заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе на строительство больничного комплекса участника размещения заказа.
       В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
       Согласно документации об аукционе заказчик, установил обязательное требование к участникам размещения заказа, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Федерального закона: выполнение участником размещения заказа а последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
       При этом согласно подпункту "д" пункта 3 части 2 статьи 35 Федерального закона заявка на участие в аукционе должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Федерального закона.
       Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 № 71а утверждена типовая межотраслевая форма № КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией", пунктами 12 13 которой предусмотрено указание стоимости всего объекта по утвержденной проектно-сметной документации, в том числе:
- стоимость выполненных строительно-монтажных работ;
- стоимости оборудования, инструмента и инвентаря.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которая предусматривает указание стоимости строительства объекта, в том числе строительно-монтажных работ.
       Таким образом, на основании данных документов заказчиком должно быть установлено соответствие участника размещения заказа требованиям Федерального закона и документации об аукционе, а именно: объект капитального строительства, виды работ, срок их выполнения и стоимость.
       В составе заявки участника размещения заказа представлены копия акта приемки законченного строительством объекта и копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по определенному участником объекту. При этом указанные документы не содержат сведений о стоимости выполненных работ на объекте, но в составе заявки представлена составленная им справка о стоимости и объеме выполненных работ на объекте.
       Вместе с тем, в соответствии с частью 18 статьи 65 Федерального закона для подтверждения соответствия такому требованию участник размещения заказа вправе предоставлять в составе заявки на участие в аукционе в отношении объекта капитального строительства, введенного или принятого в эксплуатацию до 1 января 2006 года, документы, подтверждающие ввод или приемку объекта капитального строительства в эксплуатацию до 1 января 2006 года, и, при необходимости, документы, подтверждающие стоимость такого объекта (государственный или муниципальный контракт, платежные и иные подтверждающие стоимость объекта капитального строительства документы).
       Таким образом, комиссия по размещению заказов необоснованно допустила к участию в аукционе участника размещения заказа, в заявке которого отсутствовали установленные Федеральным законом документы, подтверждающие стоимость объекта капитального строительства.
       При определении соответствия требованию, установленному частью 2.1 статьи 11 Федерального закона, необходимо обратить внимание, что участник размещения заказа соответствует ему в случае, если стоимость работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства составляет 20 процентов, а требование заказчика о выполнении аналогичных работ, стоимость которых превышает 20 процентов, является незаконным.
       2. В Министерство поступила жалоба на необоснованный отказ в допуске комиссией по размещению заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе на выполнение работ по строительству разводящих сетей газопровода.
       В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
       Участник размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе представил копию лицензии на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. В указанной лицензии определено, что организация вправе осуществлять функции генерального подрядчика.
       В соответствии с частью 1 статья 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
       Документация об аукционе и прилагаемый к ней проект контракта не содержат запрета о привлечении субподрядчиков для выполнения работ по строительству разводящих сетей газопровода.
       Таким образом, отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе в связи с отсутствием лицензии на выполнение работ по газификации населенных пунктов является необоснованным.
       3. В Министерство поступила жалоба на необоснованный отказ в допуске комиссией по размещению заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе на строительство и реконструкцию внутрипоселковых сетей водопровода.
       В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
       Участник размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе представил копию протокола внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, согласно которому принято решение о смене наименования юридического лица. Остальные документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, за исключением копии лицензии, представлены от участника размещения заказа после смены его наименования.
       В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон о лицензировании) лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
       В данном случае юридическое лицо поменяло только свое наименование, внеся соответствующие изменения в учредительные документы, что в соответствии со статьями 57, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не является реорганизацией или ликвидацией юридического лица, следовательно, не прекращает и не изменяет его прав и обязанностей по осуществлению деятельности, подлежащей лицензированию. Кроме того, действие лицензии прекращается либо лицензия признается недействительной в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона о лицензировании.
       Таким образом, отказ в допуске к участию в аукционе в связи с отсутствием лицензии участника размещения заказа с новым наименованием является необоснованным.
       Нарушение порядка подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, котировочных заявок, а также запросов о разъяснении положений конкурсной документации и документации об аукционе:
       В соответствии с частью 3 статьи 25, частью 3 статьи 35 заявка на участие в торгах должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшим такую заявку. При этом правомочность участника размещения заказа подтверждается соответствующими документами или копиями документов, в том числе нотариально заверенными.
       В этой связи необходимо учитывать, что заверенная копия документа имеет силу документа. При этом в отношении выписки из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом установлено ограничение о предоставлении копий таких выписок только нотариально заверенных. Свидетельствование копий документов и выписок из них нотариусом осуществляется в порядке, установленном статьей 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года № 4462-1. Порядок свидетельствования отдельных копий документов регламентируется также постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года № 9779-Х.
       Кроме того, применение информационных технологий при размещении заказов в ряде случаев приводит к неоднозначному толкованию понятия формы документа, в частности, письменной формы и в форме электронного документа.
       1. В Министерство поступила жалоба на необоснованный отказ в допуске комиссией по размещению заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту кровли.
       В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
       В заявке участника размещения заказа в подтверждение полномочия лица на осуществление действий от его имени представлена копия документа, заверенная подписью директора и печатью юридического лица.
       В соответствии с пунктом "в" части 3 статьи 35 Федерального закона заявка на участие в аукционе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
       В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1994 года № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" документ материальный  носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Согласно государственному стандарту Российской Федерации "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р  51141-98" официальный документ это документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.
       При этом заверенная копия документа это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Подпись согласно ГОСТу является таким реквизитом документа, которая представляет собой собственноручную роспись полномочного должностного лица. При таких обстоятельствах заверенная копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, имеет юридическую силу.
       Таким образом, отказ в допуске к участию в аукционе в связи с предоставлением в составе заявки вместо документа его копии является необоснованным.
       2. В Министерство поступила жалоба на необоснованный отказ в подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку школьного оборудования и принадлежностей.
       В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
       Участник размещения заказа направил по факсу, а также по электронной почте котировочную заявку.
       В соответствии частью 2 статьи 46 Федерального закона котировочная заявка подается участником размещения заказа в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
       В соответствии с частью 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Согласно государственному стандарту Российской Федерации "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98", утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 года № 28, подпись это реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица. Кроме того, в соответствии с ГОСТом копия документа это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
       Котировочная заявка, направленная посредством факсимильной связи, не обладает собственноручной росписью полномочного должностного лица, а является копией подлинного документа, не имеющей юридической силы.
       В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее Федеральный закон об электронной цифровой подписи) электронный документ это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. При этом электронная цифровая подпись это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона об электронной цифровой подписи электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении определенных Федеральным законом об электронной цифровой подписи условий. При этом согласно части 2 статьи 4 Федерального закона об электронной цифровой подписи электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
       Котировочная заявка, направленная посредством электронной почты и не подписанная с помощью электронной цифровой подписью, не обладает обязательным реквизитом документа, придающим ему юридическую силу.
       Таким образом, отказ в подаче котировочной заявки является обоснованным, поскольку направление котировочной заявки в форме, непредусмотренной Федеральным законом, не является подачей заявки.
       3. В Министерство поступила жалоба на необоснованное включение в документацию об аукционе требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации документов, подтверждающих качество товара.
       В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
       Участник размещения заказа не предоставил в составе заявки на участие в аукционе копии сертификатов соответствия.
       В документации об аукционе заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих соответствие качества, функциональных характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям аукционной документации (копий сертификатов).
       В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 35 Федерального закона в случаях, предусмотренных документацией об аукционе, заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
       Для определения документов, которые передаются вместе с товаром, используют статью 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.). При этом документом, удостоверяющим соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договора, является сертификат соответствия, а документом, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества каждой партии товара, является удостоверение качества. Следовательно, правовой статус сертификата качества не установлен законодательством.
       Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация или декларирование, утверждена постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1013, от 7 июля 1999 года № 766, а также постановлением Госстандарта РФ от 30 июля 2002 года № 64.
       Таким образом, требование заказчика о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе копии сертификата соответствия является обоснованным в случае, если товары, работы, услуги, являющиеся предметом торгов, подлежат обязательной сертификации или декларированию.
       Принятие решения о способе размещения заказа с нарушением установленных законодательством требований:
       На основании части 3 статьи 10 Федерального закона решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с требованиями Федерального закона. При этом во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
       1. В Министерство поступила жалоба на принятие заказчиком решения о способе размещения заказа на поставку серверного и компьютерного оборудования, а также лицензионного программного обеспечения.
       В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
       Заказ на поставку серверного и компьютерного оборудования, а также лицензионного программного обеспечения размещен в форме открытого конкурса.
       В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. В Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2007 года № 236-р, включен код 3000000 "Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника".
       Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 6 августа 1993 года № 17 (далее ОКДП), включает группу продукции 3020000 "Электронно-вычислительная техника, ее детали и принадлежности".
       Лицензионное программное обеспечение согласно ОКДП входит в группу 7260000 "Системы и прикладные программные средства".
       Таким образом, решение заказчика о проведение конкурса является необоснованным, поскольку размещение заказа на поставку серверного и компьютерного оборудования должно осуществляться исключительно в форме аукциона.
       По результатам рассмотренных в 2008 году жалоб заказчикам, уполномоченным органам, конкурсным, аукционным или котировочным комиссиям выдано 33 предписания об устранении выявленных нарушений.
       Исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик имеет право  размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) определен статьей 55 Федерального закона.
       В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
       Статьи 202 и 401 Гражданского кодекса Российской Федерации дают квалифицирующие признаки понятия непреодолимой силы, к числу которых относятся чрезвычайность (непредвиденность их возникновения) и непредотвратимость в наступлении обстоятельств при данных условиях. Однако Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает данное понятие применительно к исполнению обязательств, а не как причину возникновения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах. В контексте данной нормы речь может идти о стихийных бедствиях, военных действиях, блокадах, эмбарго, актах государственных органов любого уровня и иных событиях общественной жизни. Кроме того, при определении обстоятельств непреодолимой силы можно руководствоваться Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утвержденным постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 30 сентября 1994 года № 28-4 (далее Положение). В соответствии с пунктом 2 Положения обстоятельства форс-мажора это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (стихийные явления, военные действия и т.п.). Таковыми признаются пожар, наводнение, землетрясение, ураган, эпидемия, забастовка, военные действия, запрещение экспорта и импорта товаров и другие.
       Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 года № 261-р.
       В случае если возникнет потребность в товарах, работах, услугах, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, которые предусмотрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 года № 261-р, размещение заказа не может осуществляться на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона.
       Дополнительно в адрес Министерства направляются обращения о согласовании возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
       За 2006 2008 годы рассмотрено 168 обращений о согласовании возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), из них по 141 обращению государственные и муниципальные заказчики Омской области получили положительное заключение, что позволило заключить государственные и муниципальные контракты на общую сумму ****** рублей.
       В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов на территории Омской области на сайте в сети "Интернет" www.omskzakaz.ru Министерством в 2008 году создан раздел "Контроль", в котором размещаются предписания, выданные заказчику, уполномоченному органу, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, а также решения по результатам рассмотрения жалоб по существу.